Контакты:   телефон +7-905-274-17-85;     e-mail: rosslov@narod.ru;       видеосвязь SKYPE и OOVOO ник: rosslov

ГЛАВНАЯ ГАЛЕРЕЯ ВИТРАЖ ЭКСЛИБРИС СУВЕНИРЫ БИЖУТЕРИЯ СЕРТИФИКАТ И ПУБЛИКАЦИИ ХОББИ

Экслибрис (от латинского ex libris – из книг), книжный знак, ярлык, наклеиваемый на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки, указывающий владельца книги.                                                                                                                             (БСЭ, том 30, стр. 3)

об экслибрисе об авторе работы автора техника Х6 каталог работ выставки заказ экслибриса авторский проект

ИСТОРИЯ ЭКСЛИБРИСА

Неразрывно связанный с книгой, являясь фактически деталью, элементом книги, экслибрис вместе с нею прошел многовековой путь. Небольшой книжный знак за свою историю сумел отразить и сложные исторические явления, и сокровенные чувства и мысли людей, своих современников, и большие, общественно значимые идеи. Экслибрисы, неся на себе до известной степени отпечаток вкуса, стиля, техники и духа времени как зеркало отражают в уменьшенном виде художественные стремления соответствующей эпохи искусства.

«Это из моих книг», - говорит библиофил и тем самым сознательно или бессознательно подходит к идее книжного знака. Ведь экслибрис, по сути дела, и представляет собой формулу «это из моих книг», только не просто произнесенную устно, но и зафиксированную материально, в виде печатного или рукописного ярлыка.

Французский король Карл V в 1367 году лично составил инвентарную опись своей библиотеки и на каждой книге написал: «Эта книга моя. Карл». Это первая по хронологии дошедшая до нас библиотечная владельческая запись, или экслибрис.

На Руси первый рукописный экслибрис появился более 500 лет тому назад. Это был книжный знак Досифея (третьего по счету игумена Соловецкого монастыря) - красиво вставленная в начальную букву «С» надпись вязью.

Родиной экслибриса в его нынешнем виде, то есть в виде печатного книжного ярлыка, считается Германия. Он появился вскоре после изобретения книгопечатания.

Первым русским печатным экслибрисом считается книжный знак графа Константина Плоттера – первоначально префекта Лифляндского, а впоследствии канцлера Великого княжества Литовского, входившего тогда в состав Российской империи. Этот знак был отпечатан в 1702 году.

Бурное развитие книгопечатанья и расцвет переплетного искусства в XVIII веке вызвали к жизни новые формы владельческих надписей. Просвещенные книголюбы стали сочетать владельческие надписи с желанием украсить книгу. В качестве художественного знака собственности на книгу и как произведение графического искусства экслибрис начинает играть роль органически связанного с книгой элемента ее украшения. Страстные почитатели книг тех времен стремились придать им красивый вид при помощи роскошных переплетов, на которых золотом были оттиснуты гербы, бензели, монограммы, эмблемы и девизы, обыкновенно называемые суперэкслибрисами. Знаки, гравированные на меди и стали, отличались ювелирной, скрупулезной работой. Мода на дорогие парижские экслибрисы диктовалась соображениями дворянской чести.

С середины XIX в. наступила новая эра в истории отечественного экслибриса. Библиотеками начинают обзаводиться не только учащаяся молодежь, разночинцы, но и купеческое сословие, простые мещане. Налицо демократизация экслибриса; он становится уделом не только аристократии, но и серединных слоев общества. Соответственно перерождается знак и внешне. Дорогостоящие гравированные знаки сменяются более скромными типографскими, наборными или литографированными ярлыками-этикетками. Хозяева библиотек менее всего заботятся об украшении книг; главное – подчеркнуть владельческое право.

В начале XX столетия происходит возрождение и начинается небывалый расцвет экслибриса как самостоятельной и полноценной художественно выразительной графической композиции. Книжный знак становится едва ли не особым жанром графики со своей линией развития.

Первый подъем обновленного искусства книжного знака в России 1900–1910-х годов связан главным образом с деятельностью мастеров «Мира искусства». Именно эти художники принесли в малое искусство книжного знака высокую графическую культуру, кружевное изящество линий и упругую пластику силуэтов, принципиальную плоскостность композиции, ее строгую законченность и уравновешенность.

Экслибрис, являясь связующим звеном между книгой и владельцем, помогает определить, в чьих руках побывала книга, где она находилась, к кому перешла, кто стал ее последним владельцем. Книжный знак, особенно высокохудожественный, является отражением личности владельца, дает его индивидуальную литературную или общественную характеристику. Особое значение, с этой точки зрения, приобретают экслибрисы владельцев, оставивших след в отечественной истории.

Контакты:   телефон +7-905-274-17-85;     e-mail: rosslov@narod.ru;       видеосвязь SKYPE и OOVOO ник: rosslov